Новые формы налогового мониторинга

Приняты формы документов, применяемых при проведении налогового  мониторинга. Принятие соответствующего документа связано с введением новой формы налогового контроля – налогового мониторинга.

Приняты формы документов, применяемых при проведении налогового мониторинга. Соответствующий приказ ФНС России от 07.05.2015 № ММВ-7-15/184@ вступил в силу 5 июня 2015 года. Приказом утверждены:

1) форма регламента информационного взаимодействия;
2) требования к регламенту;
3) форма заявления о проведении налогового мониторинга;
4) форма мотивированного мнения налогового органа;
5) требования к составлению мотивированного мнения налогового органа;
6) форма решения о проведении налогового мониторинга;
7) форма решения об отказе в проведении налогового мониторинга.

О новой форме налогового контроля

Напомним, что с 1 января этого года введен новый порядок контроля со стороны налоговых органов – налоговый мониторинг (Федеральный закон от 04.11.2014 № 348-ФЗ*).

В ходе мониторинга инспекция получает оперативный доступ к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика и к системам внутреннего контроля.

Планируется, что внедрение процедуры налогового мониторинга сократит возникновение налоговых рисков компании, количество спорных моментов по вопросам налогообложения, а также минимизирует издержки на проведение налоговых проверок. А для исполнения налоговых обязательств возникнут благоприятные условия.

Немаловажно, что на момент проведения налогового мониторинга организация освобождается от проведения камеральных и выездных налоговых проверок. Правда, из этого правила есть исключения, когда камеральные и выездные проверки грозят даже в период проведения налогового мониторинга (досрочное прекращение мониторинга, невыполнение мотивированного мнения налогового органа, когда в декларациях заявлено право на возмещение НДС или акцизов и др.).

Налогоплательщики, претендующие на проведение налогового мониторинга в 2016 году, должны были подать соответствующее заявление не позднее 1 июля 2015 года. Претендовать на проведение мониторинга вправе компании с оборотом не менее 3 млрд рублей в год, активами – от 3 млрд рублей и налоговой нагрузкой в части НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ – не менее 300 млн рублей в год.

Вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга подают:

  • регламент информационного взаимодействия;
  • информацию об организациях и физических лицах, прямо или косвенно участвующих в организации, представившей заявление, с долей участия более 25 процентов;
  • учетную политику.

    Кстати, отказать в проведении налогового мониторинга могут по причинам:

  • 1) организация не представила или представила неполный комплект необходимых для проведения мониторинга документов;

    2) организация не соответствует установленным критериям;

    3) регламент не соответствует установленным форме и требованиям.

    Если компания подала заявление и необходимый пакет документов до 1 июля этого года, то проведение налогового мониторинга начнется с 1 января 2016 года по 1 октября 2017 года.

    Итак, в регламенте информационного взаимодействия отражается порядок представления налоговому органу документов (информации), служащих основаниями для исчисления (удержания), уплаты (перечисления) налогов и сборов в электронной форме, или доступа к информационным системам организации. Также в регламенте указывают порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов и объектов налогообложения, сведения об аналитических регистрах налогового учета.

    Если в ходе проведения мониторинга выявлены какие-либо несоответствия, инспекция может запросить пояснения у проверяемой компании, потребовать внести исправления и по результатам выносит мотивированное мнение.

    Мотивированное мнение налогового органа – это отражение позиции инспекции по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.

    Примечательно, что мотивированное мнение составляется не только по инициативе налогового органа в случае выявления несоответствий при исчислении и уплате налогов, но и по запросу проверяемой организации.