Два года без проверок

С 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года не будет проводиться ряд плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 246­ ФЗ с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года не будет проводиться ряд плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

Соответствующие изменения предусмотрены в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294­ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294­ ФЗ).

Кто освобождается от проверок

Плановая проверка проводится в форме документарной или выездной проверки. От плановых проверок освободят субъекты малого предпринимательства, к которым относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, предусмотренные положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209­ ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 увеличены вдвое предельные значения выручки от реализации для отнесения экономических субъектов к категории малого и среднего предпринимательства. Таким образом, с 25 июля 2015 года (дата вступления в силу постановления № 702) порог выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета НДС для микропредприятий составляет 120 млн рублей, для малых предприятий – 800 млн рублей, для средних предприятий – 2 млрд рублей.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется, если будут превышены пороговые значения выручки от реализации без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий год в течение трех календарных лет. Ранее срок для исчисления выручки с целью определить категорию предпринимательства составлял два года. Продлили этот срок до трех лет поправки, внесенные Федеральным законом от 29.06.2015 № 156­ ФЗ.

Важно

Мораторий на плановые проверки не будет распространяться в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в социальной сфере, а также сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В отношении этих лиц плановые проверки могут проводиться два и более раз в течение трех лет.

Мораторий будет действовать на действующие и на вновь созданные фирмы и впервые зарегистрированных предпринимателей. При этом первая плановая проверка может быть проведена по истечению трех лет со дня создания фирмы (регистрации ИП).

Вместе с тем, если у субъекта малого предпринимательства будет в истории привлечение к административной ответственности за совершение грубого нарушения или административное приостановление деятельности, аннулирование лицензии, то контролирующие органы могут включить его в ежегодный план проверок. При этом есть условие – с даты окончания проверки, по результатам которой было вынесено решение о привлечении к ответственности, прошло менее трех лет.

На какие проверки действует мораторий

Освобождение от плановых проверок не действует в отношении налогового контроля, а также ревизий ПФР и ФСС России.

Кроме того, мораторий не распространяется на проверки при осуществлении, в частности, контроля за исполнением валютного, таможенного, банковского законодательства, страхового надзора. Помимо этого плановые проверки будут проводиться в рамках государственного контроля за экономической концентрацией, а также за деятельностью организаторов распространения информации в сети Интернет (п. 3.1 ст. 1 Закон № 294­ ФЗ).

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства, в 2016­-2018 годы будет осуществляться Росфиннадзором в обычном порядке, в том числе посредством проведения плановых проверок (информационное сообщение Минфина России от 15.07.2015 «Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии»). Кроме того, Закон № 294­ ФЗ не приостанавливает проверки, которые проводятся Росприродназором, а также в порядке промышленной безопасности и пожарного надзора в отношении производственных объектов I и II классов опасности.

Отметим, что мораторий будет действовать в отношении плановых проверок в сфере рекламы. Субъект малого бизнеса, включенный в план проведения проверок в сфере рекламы, должен быть исключен из него по своему соответствующему заявлению. Если плановая проверка в сфере рекламы начата в отношении фирмы или ИП, такая проверка подлежит прекращению при подтверждении проверяемым лицом статуса субъекта малого предпринимательства (письмо ФАС России от 12.08.2015 № АК/41908/15).

Когда ждать плановую проверку

О проведении плановой проверки юридичес­кое лицо, индивидуального предпринимателя органы государственного или муниципального контроля должны уведомить не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление осуществляется посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) государственного или муниципального органа контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением или другим доступным способом (ч. 12 ст. 9 Закона № 294­ ФЗ).

Отметим, что Генеральная прокуратура РФ ведет Единый реестр проверок, доступный для просмотра в сети Интернет. В данном разделе сайта Генпрокуратуры размещен сервис поиска по утвержденному ежегодному сводному плану проведения плановых проверок. Кроме того, с планами проверок можно ознакомиться на сайтах Роспотребнадзора, а также Федеральной службы по труду и занятости.

Риск­-ориентированный подход при государственном надзоре

Федеральным законом от 13.07.2015 № 246­ ФЗ определено применение риск­-ориентированного подхода при организации государственного контроля. Такой подход представляет собой метод осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности проверочных мероприятий определяется отнесением деятельности юрлица, ИП, используемых ими объектов к категории риска либо классу опасности. При этом у юрлиц или ИП будет обеспечена возможность подать заявления об изменении присвоенных им ранее категории риска или класса (категории) опасности.

Законом № 246­ ФЗ предусмотрено, что критерии для такого отнесения к категории риска определяются Правительством РФ, если они не установлены федеральным законом.

Cоответствующие постановления Правительства РФ об определении критериев для применения риск-ориентированного подхода пока не разработаны. В частности, распоряжением Правительства РФ от 05.06.2015 № 1028р утверждена Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства на период 2015 – 2020 годы. Этим распоряжением предусмотрено, что внедрение риск­-ориентированных подходов к организации федерального надзора в сфере труда потребует разработки классификации рисков причинения вреда и выработки новых методов проведения проверочных мероприятий.

Новые положения в части применения риск­­-ориентированного подхода вступят в силу с 1 января 2018 года (с оговоркой, что может быть и до этой даты). Предполагается, что применение риск-­ориентированного подхода позволит оптимально использовать трудовые, материальные и финансовые ресурсы государственного контроля.