О возврате излишне уплаченного земельного налога

Ситуация: организация освобождена от уплаты земельного налога и на праве собственности владеет земельным участком. По ошибке уплатив земельный налог, компания не воспользовалась вышеуказанной налоговой льготой. Фирма направила в налоговый орган заявление на возврат сумм излишне уплаченного по причине неиспользования налоговой льготы земельного налога. В решении налоговый орган отказал организации в возврате налога в полном объеме, сославшись на отсутствие в карточке лицевого счета налогоплательщика переплаты по земельному налогу за указанный период. Также инспекторы указали, что, не использовав налоговую льготу, компания фактически отказалась от ее применения. Правомерен ли в рассматриваемом случае отказ налогового органа по указанному основанию?

Считаю, что в рассматриваемой ситуации отказ налогового органа является неправомерным. Неиспользование налоговой льготы не тождественно отказу от ее использования. Отсутствие сведений о наличии переплаты по налогу в карточке лицевого счета налогоплательщика не может являться основанием для отказа инспекции в возврате излишне уплаченной в бюджет суммы налога.

Обоснование: В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ гласит, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Согласно пункту 5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при применении статьи 56 Налогового кодекса РФ в случае возникновения спора о том, имел ли место отказ плательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета им налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.

Таким образом, довод о том, что организация фактически отказалась от применения налоговой льготы, является несостоятельным.

Подпункт 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ устнавливает, что налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов.

Тем не менее, налоговый орган в обоснование своего отказа указал на отсутствие в карточке лицевого счета налогоплательщика переплаты по земельному налогу за указанный период.

Действующее законодательство о налогах и сборах не содержит в себе такого основания для отказа в возврате излишне уплаченных сумм налогов как отсутствие сведений о наличии переплаты по налогу в карточке лицевого счета налогоплательщика.

Для правильной и достоверной квалификации указанного довода необходимо обратиться к судебной практике по схожим делам. Так, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 25.09.2013 № А32-35148/2012 суд среди прочего указал, что «основанием для возврата налога являются факт переплаты, отсутствие недоимки и заявление налогоплательщика. Суды верно указали, что само по себе отсутствие сведений о наличии переплаты по налогу в карточке лицевого счета налогоплательщика не может являться основанием для отказа инспекции в возврате излишне уплаченной в бюджет суммы налога, тем более в ситуации, когда такая переплата по налогу подтверждена документально».

Таким образом, учитывая изложенное, считаем, что в рассматриваемой ситуации отказ налогового органа является неправомерным. Неиспользование налоговой льготы не тождественно отказу от ее использования. Отсутствие сведений о наличии переплаты по налогу в карточке лицевого счета налогоплательщика не может являться основанием для отказа инспекции в возврате излишне уплаченной в бюджет суммы налога.