Пояснения или «уточненку» по НДС нужно представлять в определенном порядке

Если ИФНС выявила расхождения в сведениях, представленных в декларациях по НДС организацией и ее контрагентами, необходимо представить пояснения или уточненную декларацию (письмо ФНС России от 6 ноября 2015 г. № ЕД-4-15/19395@).

После того, как, начиная с отчетности за 2015 год, была введена новая форма декларации по НДС, налоговые органы начали применять новый порядок перекрестных проверок деклараций по этому налогу.

Так, при выявлении расхождений с данными деклараций, которые подали контрагенты организации, или с журналом учета полученных и выставленных счетов-фактур компания получит по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) требование о представлении соответствующих пояснений.

В данном письме ФНС разъяснила порядок действий налогоплательщиков, получивших такое требование от налоговиков.

Как правило, к требованию прилагается перечень операций, по которым инспекторы выявили расхождения. Для определения причин расхождений для каждой такой операции налоговики указывают один из четырех кодов возможной ошибки.

1. Код ошибки «1» указывают, если:

  • в декларации контрагента нет записи об операции;
  • контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный квартал;
  • контрагент представил «нулевую» декларацию;
  • ошибки не позволяют идентифицировать запись о счете-фактуре и сопоставить ее с записью контрагента.

2. Код ошибки «2» указывают, если данные об операции раздела 8 «Сведения из книги покупок» (приложения 1 к этому разделу) не соответствуют данным об операции раздела 9 «Сведения из книги продаж» (приложения 1 к этому разделу). Такая ситуация может возникнуть, например, если НДС по ранее исчисленным авансовым счетам-фактурам принимается к вычету.

3. Код ошибки «3» указывают, если данные об операции между разделом 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» не соответствуют данным об операции раздела 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур». Такая ситуация может возникнуть, например, при отражении посреднических операций. 4. Код ошибки «4» означает, что, возможно, допущена ошибка в какой-либо графе.

После получения требования от налоговиков организация должна:

  • передать налоговой инспекции квитанцию о приеме требования по ТКС;
  • проверить правильность заполнения налоговой декларации, в частности, сверить записи в декларации со счетами-фактурами и правильность расчета НДС в зависимости от налоговой ставки;
  • представить уточненную декларацию, если были выявлены ошибки, приводящие к занижению суммы НДС к уплате;
  • представить пояснения с корректными данными, если ошибки в декларации не повлияли на сумму НДС к уплате;
  • представить пояснения об отсутствии ошибок, если организация не выявила каких-либо ошибок в декларации.

Пояснения или «уточненку» представляют в инспекцию в течение пяти дней со дня получения требования. Кроме того, если организация не перешлет по ТКС в инспекцию квитанцию о при-еме требования, налоговики вправе заблокировать ее расчетный счет (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Срок для передачи квитанции – 10 дней со дня истечения даты, установленной для ее передачи пунктом 5.1 статьи 23 Налогового кодекса.