Государственный кредит. Налоговый

ФНС предлагает упростить процедуру предоставления отсрочки по уплате налогов. Служба решила: чтобы воспользоваться льготой, компания не должна ждать, пока окажется на грани банкротства.

Помогут ли поправки коммерсантам?

В настоящее время порядок предоставления рассрочки (отсрочки) по уплате налогов предусмотрен в статье 64 НК РФ. Чтобы воспользоваться льготой компания должна оказаться на грани банкротства. Еще одно основание для предоставления преференции – невозможность единовременно уплатить сумму налога по причине тяжелого финансового состояния. Среди других причин, которые позволят воспользоваться правом на льготу, – несвоевременное предоставление бюджетных ассигнований и сезонность предпринимательской деятельности.

Сложности получения

Механизм предоставления отсрочки сейчас не работает. Об этом говорят эксперты, да и власти признают этот факт. Так, федеральный чиновник, который предпочел не раскрывать свое имя, в интервью газете «Ведомости» подтвердил, что отсрочку сейчас получить практически нереально.

Многие компании пытаются оспорить в суде отказ фискалов в предоставлении отсрочки или рассрочки. Однако большинство из них остаются ни с чем. Организациям зачастую не удается подтвердить основания, которые дают им право на льготу. А между тем, без этого получить рассрочку невозможно. Фискалы мотивируют свой отказ в предоставлении льготы как раз тем, что компания не подтвердила право на льготу; арбитры, кстати, ревизоров как правило поддерживают.

Иногда физические или юридические лица, желающие получить отсрочку, просят предоставить ее на срок больше года. Это в большинстве случаев бесполезно (см., например, решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 февраля 2012 г. № А60-40472/2011).

Дело в том, что НК РФ четко закрепляет, что отсрочка или рассрочка представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных статьей 64 Кодекса, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности. Однако из этого правила есть исключение. Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, может быть предоставлена на срок более одного года, на период, не превышающий трех лет.

Еще одно препятствие при получении льготы – бюрократия: нужно собрать большой пакет подтверждающих документов. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога необходимо приложить: справку из ИФНС по месту учета о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам; бумагу, содержащую перечень всех открытых счетов в банках; справки кредитных организаций о ежемесячных оборотах денег за полгода, а также о наличии (отсутствии) неоплаченных расчетных документов; справку об остатках на счетах; перечень контрагентов-дебиторов с указанием цен договоров и сроков их исполнения, а также копии данных соглашений; обязательство, что компания будет соблюдать условия предоставления льготы и не будет отклоняться от графика платежей… И это еще не все! Главное – нужно еще приложить бумаги, подтверждающие что компания имеет право на рассрочку (отсрочку). То есть необходимо доказать, что фирма, к примеру, не может оплатить задолженность из-за обстоятельств непреодолимой силы. Для этого подойдет акт оценки причиненного ущерба в результате ЧП, составленный МЧС.

Есть положительная для компаний арбитражная практика рассмотрения споров, касающихся предоставления рассрочки, но ее не так много (см., например, решение Арбитражного суда города Москвы от 26 апреля 2011 года по делу № А40-134293/2010). Некоторым организациям удается отстоять свое право на льготу. Однако нужно понимать: если коммерсант дошел до суда, это значит что фискалы уже отказали в преференции, и бизнесмен уже потерял много времени.

Стимулирующий механизм

Большей частью предложения ФНС об упрощении порядка получения отсрочки (рассрочки) касается физических лиц. Дело в том, что в кризис людям все сложнее платить имущественные налоги. Однако стоит надеяться, что и компании власти не обойдут стороной. В сегодняшней экономической ситуации льгота по уплате налогов может стать для бизнеса настоящей палочкой-выручалочкой.

Алексей Артюх, партнер компании TAXOLOGY, отмечает, что «механизм рассрочки предназначен для стимулирования налогоплательщика делать выбор в пользу уплаты налогов, а не “скатывания” компании в банкротство». По его словам, еще одна возможность немного снизить финансовую нагрузку за счет распределения выплаты налогов по времени (особенно на фоне продолжающегося общего роста налоговой нагрузки) выглядит позитивно.

«Однако возникают опасения, что многие компании, которые для себя приняли решение в любом случае не платить налоги, все равно не будут пользоваться возможностью: фактически рассрочка означает, что платеж нужно внести в полном объеме, но чуть позже, при этом за период рассрочки дополнительно к сумме налога будут начислены пени. Иными словами, преимущества обращения за рассрочкой по сравнению с отказом от декларирования и уплаты налогов (с надеждой на традиционное “авось”) не вполне очевидны», – добавляет г-н Артюх. По словам эксперта, рассрочка может помочь оправиться от тяжелого финансового состояния тем компаниям, которые временно оказались в трудной ситуации и видят для себя положительные перспективы в течение ближайшего года.

«Возможно, предложения ФНС будут более актуальны для тех налогоплательщиков, размер обязательств которых очень значителен. Однако здесь нужно учитывать, что сумма, на которую может быть предоставлена отсрочка, в любом случае не может быть больше стоимости чистых активов организации, которые, как правило, крайне незначительны у малого бизнеса и у компаний, которые находятся в плохом финансовом положении. Впрочем, если предложение ФНС пойдет на пользу налогоплательщикам даже не массово, а хотя бы в единичных случаях – его стоит приветствовать», – делает вывод г-н Артюх.

17,5 млрд рублей составила совокупная сумма отсрочки по всем налогам на 1 марта 2016 года.

Дмитрий Кузнецов, финансовый директор ООО «Параллакс», уверен, что идея с налоговой отсрочкой – нужная и своевременная, «ибо убить держащиеся еще на плаву в море кризиса компании требованием немедленных выплат налогов можно очень просто». «Но сохранить их сейчас – правильнее в долгосрочной перспективе. Другое дело, что любую идею нужно четко прописать – все условия и нюансы, чтобы исключить саму возможность принятия “кривых” решений на основе пресловутого человеческого фактора. Ведь даже самые хорошие решения, спускаясь “из верхов” в регионы, могут быть интерпретированы с точностью до наоборот. Кроме того, четко прописанные критерии принятия решений исключат и возможность коррупции, а ведь это чуть ли не самая большая опасность», – делает вывод г-н Кузнецов.

Ольга Косец, президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди», удивляется: почему нужно принимать новые законы, если достаточно лишь реализовать уже существующие? «Конкретно в этом случае есть статья 64 Налогового кодекса РФ, которая устанавливает правила порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора», – напоминает она. В части 2 этой статьи разъяснено, кому и на каком основании предоставляется рассрочка. «Декларируется, что необходимо составить заявление и подать в Федеральную налоговую службу, собрав еще огромный пакет документов, подтверждающих основание для реструктуризации долгов по налогам», – отмечает г-жа Косец.   

Нормы о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов закреплены в НК РФ. Однако они в большинстве случаев не работают: если фискалы не находят юридических оснований для отказа компании в этой льготе, они используют формальные. Это утверждение подтверждает многочисленная судебная практика. Поэтому вносить изменения в законодательство бесполезно. Необходимо чтобы инспекторы на местах стали применять норму о рассрочке, а не принимать решения в пользу бюджета.

Неработающие законы

В прошлом году был принят Федеральный закон от 8 марта 2015 года № 49-ФЗ. Он изменил условия предоставления отсрочек и рассрочек по налогам. До вступления документа в силу решение об изменении сроков уплаты федеральных налогов и сборов на срок от года до трех принимало Правительство РФ, до 5 лет – министр финансов (если размер задолженности по федеральным налогам превышал 10 млрд руб.). После 9 апреля прошлого года такие льготы также стала предоставлять ФНС. Однако поправки не изменили ситуацию с получением отсрочки (рассрочки). Получить их все так же сложно. Об этом говорят и эксперты, и чиновники. Это значит, что нужно и дальше совершенствовать механизм предоставления льготы.