Обжалование действий налоговых органов

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и (или) в суде (ст. 138 НК РФ). Причем идти в суд можно только после обращения в вышестоящий налоговый орган.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого решения. Однако это исполнение может быть приостановлено.

 

Банковская гарантия

Исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено по заявлению лица, подавшего эту жалобу, при предоставлении им банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалу­емому решению (п. 5 ст. 138 НК РФ).

Заявление о приостановлении исполнения обжалуемого решения подается одновременно с жалобой на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К заявлению о приостановлении исполнения обжалуемого решения прилагается банковская гарантия.

Cрок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня подачи лицом заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения.

Вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу, в течение пяти дней со дня получения заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения принимает одно из следующих решений:

  • о приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Основанием для принятия данного решения является несоответствие банковской гарантии, предоставленной лицом, подавшим жалобу, установленным требованиям.

О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Решение о приостановлении исполнения решения действует до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога, сбора, пеней, штрафа в установленный в требовании налогового органа срок лицом, подавшим жалобу, исполнение обязанности которого по уплате налога, сбора, пеней, штрафа обеспечено банковской гарантией, налоговый орган не позднее пяти дней со дня истечения срока исполнения указанного требования и не ранее дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе направляет банку-гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии.

Срок для подачи жалобы

Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Eсли этот срок пропущен по уважительной причине, по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Жалоба должна быть подана в письменной форме и подписана лицом, ее подавшим, или его представителем. Жалоба может быть направлена и в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В жалобе указываются:

  1. фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
  2. обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должност­ных лиц;
  3. наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
  4. основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  5. требования лица, подающего жалобу;
  6. способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения. К жалобе могут быть приложены документы, подтвержда­ющие доводы лица, подающего жалобу.

Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня по­ступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Руководитель (заместитель руководителя) вышесто­ящего налогового органа должен известить лицо, по­давшее жалобу, о времени и месте ее рассмотрения.

Итоги рассмотрения жалобы

По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган:

  • оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
  • отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
  • отменяет решение налогового органа полностью или в части;
  • отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;
  • признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

Случаи, когда направленная жалоба останется без рассмотрения:

  • жалоба подана с нарушением порядка, установленного пунктом 1 статьи 139.1 Налогового кодекса, или в ней не указаны акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица, подавшего жалобу;
  • жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного Налоговым кодексом, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
  • до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
  • ранее подана жалоба по тем же основаниям;
  • до принятия решения по жалобе налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу, в порядке, установленном пунктом 1.1 статьи 139 Налогового кодекса.