Налоговые итоги 2016 года

14 декабря 2016 года состоялась XIV ежегодная конференция «Налоговые итоги года», организованная газетой The Moscow Times.

Участники обсудили налоговый курс РФ в краткосрочной и долгосрочной перспективе, последние изменения и тенденции налогового законодательства. Были проанализированы основные этапы развития налоговой транспарентности и плана BEPS, а также последствия их внедрения для бизнеса.

Большое внимание спикеры уделили практическим вопросам реализации изменений налогового законодательства и основным рискам налоговой политики. Так, был рассмотрен проходящий в РФ процесс деофшоризации. Затронули тему рисков представления и непредставления запрашиваемых документов в ходе налоговых проверок, определили ключевые тенденции развития судебной практики по налоговым спорам (в частности, применение судами концепции необоснованной налоговой выгоды, концепции бенефициарного получателя доходов). 

Кроме того, был рассмотрен новый порядок предоставления льгот и освобождений по страховым взносам на примере IT-компаний и недавно установленный порядок обложения НДС электронных услуг, оказываемых иностранными организациями.

Отметим следующие направления налоговой политики на 2017—2019 годы, озвученные на мероприятии: 

  • изменение действующего соотношения ставок по налогу на прибыль организаций (3% в федеральный бюджет и 17% в региональный. За счет увеличения доли поступлений в федеральный бюджет будут аккумулироваться средства для дальнейшего перераспределения в бюджеты наименее обеспеченных регионов РФ);
  • ограничение переноса убытков на уровне 50 процентов в рамках плательщиков налога на прибыль и консолидированных групп налогоплательщиков;
  • введение правила «двух ключей», согласно которому отранжируют все льготы, предоставляемые на федеральном уровне, ограничат сроки их действия, а по истечении этих сроков право установления таких льгот будет передано властям субъектов РФ;
  • отмена на федеральном уровне с 1 января 2018 года льгот по налогу на имущество организаций в части движимого имущества;
  • предоставление вычета в размере суммы приобретения новой кассовой техники, но не более 18 000 рублей;
  • для мобилизации доходов в федеральный бюджет предполагается увеличение ставки НДПИ при добыче нефти, установление НДПИ в отношении ряда многокомпонентных руд;
  • введение новых видов подакцизных товаров (электронные сигареты, никотиносодержащие жидкости, нагревательные табаки), увеличение ставок в отношении вин;
  • возможность уплаты налога за третьих лиц.

В части налоговой транспарентности отметим, что в ближайшее время ФНС России будет уделять внимание развитию отношений по автоматическому обмену информацией. Подтверждением этому служит подписание РФ многостороннего соглашения по автоматическому обмену финансовой информацией (в частности, счета, в том числе счета ДЕПО), а также многостороннее соглашение по автоматическому обмену страновыми отчетами (информация, касающаяся крупнейших транснациональных корпораций). Подписание этих соглашений даст налоговым органам возможность повысить качество и точность предпроверочного анализа. Присоединение к соглашениям кардинально повлияло на качество получаемой информации. Свидетельством тому являются налоговые споры, закончившиеся в пользу налоговых органов. 

Также участники поделились опытом проведения налоговой политики в конкретном регионе на примере города Москвы. Было отмечено, что выравнивание условий налогообложения, усиление роли имущественных налогов и легализация малого бизнеса стимулируют экономическую активность, а рост нагрузки на фонд оплаты труда снижает ее. Основной этап реформы имущественного налогообложения, которая стартовала четыре года назад, в Москве практически завершен. Переход на уплату налога на имущество по кадастровой стоимости оказался эффективным инструментом развития, который положительно повлиял на всю экономику города. Кроме того, налоговые доходы города растут благодаря мерам по легализации бизнеса — успешный вывод бизнеса из «тени» путем совершенствования патентной системы налогообложения, а также введению торгового сбора.