Что нужно знать и какие обстоятельства необходимо учитывать во взаимоотношениях при заказе и выполнении аудиторской проверки в 2017 году

С начала 2017 года аудиторское сообщество начинает использовать международные стандарты аудита. Переход на МСА продиктован не только изменением экономического пространства после кризиса 2008 года, но и необходимостью обеспечения прозрачности деятельности бизнес-сообщества.

В настоящее время пользователи финансовой отчетности нуждаются в получении достоверной и полезной информации, необходимой для принятия управленческих решений в области инвестирования, кредитования, в части долгосрочных проектов и программ. Такие данные должны обладать высокой степенью доверия. Поэтому мировая практика идет по пути расширения информационного поля финансовой отчетности, подверженной аудиту, в интересах всех заинтересованных пользователей. С 2017 года национальный аудит присоединяется к этой практике в полном объеме.

Данные изменения касаются не только аудиторов, но и заказчиков услуги. Такое правило указано в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-ФЗв подп. 2 п. 4 ст. 14. Положение содержит информацию о том, что клиент аудиторской компании обязан следовать стандартам и требованиям, которые касаются аудиторской деятельности. Перечень обязательств находится в договоре, заключаемом между проверяющей и проверяемой сторонами. Таким образом, переход аудиторского сообщества на применение в своей практике МСА (международных стандартов аудита) автоматически влечет за собой изменения во взаимоотношениях с клиентами в этой области.

В свое время при стандартизации национального аудита в качестве основы использовались МСА, но без системного подхода, с определенной степенью избирательности и приближенности. Практика применения исходила из национальных особенностей делового оборота, сложившегося еще на основании тех стандартов деятельности, которые были рекомендованы Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ с момента создания национального аудита. Целостность, которая присутствует в МСА, нехарактерна для наших стандартов, и в этом их принципиальное отличие.

Разница в терминологии, введение аудита, ориентированного на риски, вместо подтверждающего – эти нововведения во взаимоотношениях с клиентом порождают следующие изменения проведения обязательной и инициативной проверки, подготовки финансовой отчетности для аудиторского заключения:

  1. Оформление нового пакета документов при согласовании условий проведения аудита (до момента заключения договора), значительно превышающего привычный объем (письма о согласовании, сбор информации о клиенте не только из открытых источников, но и непосредственно в системе запрос-ответ и прочее).
  2. Сбор значительного объема аудиторских доказательств в форме запросов клиенту, получение большего количества заявлений и ответов от исполнительного и корпоративного руководства, собственников заказчика.
  3. Актуализируются нормы пункта 3 статьи 14 Закона № 307-ФЗ. Это положение обязывает заказчиков услуги в течение 90 дней со дня получения данных от аудитора о ставших известными случаях коррупции, в том числе происшествиях, связанных с подкупом иностранных должностных лиц, в письменной форме информировать его о результатах рассмотрения. Это же правило касается выявленных эпизодов других нарушений законодательства РФ, признаков или риска появления таких ситуаций. Если аудитор не получает в установленный срок надлежащего ответа от клиента, то специалист должен передать информацию в соответствующие уполномоченные органы. Такое положение закреплено в статье 13 Закона № 307-ФЗ.
  4. Увеличение документооборота по проведению проверки в части оформления рабочей документации, основой которой служит расширенное информационное поле аудируемого лица (по сравнению с требованиями федеральных стандартов).
  5. На аудирумое лицо возложена обязанность раскрывать более полно всю значимую информацию в своих пояснениях к финансовой отчетности. И если на текущий момент аудитор мог признать фразу о выплатах управленческому персоналу исчерпывающей, то в рамках действия МСА это сделать уже не представляется возможным, так как она не раскрывает всю структуру и направление таких выплат.
  6. Высокая вероятность увеличения объемов работ, соответственно и стоимости для отдельных субъектов малого предпринимательства ввиду разницы в критериях их определения.
  7. Аудиторское заключение содержит более подробную информацию об аудируемом лице. Так, отдельным разделом аудитор теперь должен обозначать:
    • свое мнение о показателях отчетности (полнота раскрытия увеличивается против одной фразы в текущем формате Аудиторского заключения);
    • оценку системы внутреннего контроля клиента, степени ее поддержания и свое мнение об этом;
    • оценку позиции действующей учетной политики;
    • информацию о непрерывности деятельности аудируемого лица и существенных факторах неопределенности в отношении непрерывности деятельности, если таковые имеют место. Ранее подобная информация сообщалась аудитором только в том случае, если у него возникали сомнения в непрерывности деятельности клиента в ближайшие 12 месяцев после отчетной даты.

Хотелось бы отметить, что отсутствие системности в действующих федеральных стандартах часто позволяло аудитору обходить ситуации, которые приводили к дополнительным процедурам в отношении сбора доказательств и реализации процедур проверки, и трактовать отдельные позиции в пользу интересов клиента. Целостность МСА полностью исключает подобную ситуацию.

И в заключение – кардинальное изменение правового поля действий аудита с 2017 года касается не только аудиторов, но и клиентов, то есть тех, с кем заключен договор на проведение исследования. Однако те договорные отношения, которые возникают до «01» января 2017 года в части аудита финансовой отчетности за 2016 год, позволяют сохранить весь процесс взаимоотношений по проведению проверки в рамках прежних федеральных стандартов профессиональной деятельности.